Методическая копилка
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории
Конституция РФ
Тест «Проверь себя»
ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Ельца»
Доклад
«Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостатоcти.
Учитель: Понарина Н.А.
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной школы . Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.
Коррекционная работа проводится на том материале, который является содержанием учебной образовательной программы, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с нарушением интеллекта (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшей их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.
Общая коррекционно-развивающая работа со всеми учащимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников с нарушениями интеллекта, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков.
Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.
Общая и индивидуальная коррекция осуществляю практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция - с отдельными учениками или с небольшой группой.
Физиологической основой коррекции недостатков развития является положение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации.
У детей с отклонениями в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности.
Память умственно отсталых детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Замедленность темпа зрительных восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. У них в большей степени страдает и произвольно внимание. Для них невозможным, оказывается, сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Уровень развития познавательных процессов у умственно отсталых школьников находится так же на низком уровне.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается в учебе, в труде, в отношениях со своими товарищами, учителями. Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным условием эффективности коррекционного воздействия.
Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
Коррекционная деятельность может осуществляться через:
- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Четвертый лишний", "Будь внимателен", "Не ошибись", "Посмотри и запомни", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Цепочка" и т. д.
- тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов
- моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении
любой темы: "Транспорт", "Комнатные растения", "Одежда", "Обувь", "Питание".
Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь- создание проблемных ситуаций.
Решение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обществе, (Составление семейного бюджета)
- решение логических задач.
Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения), что стимулирует развитие мышления, его гибкости. Логические задачи могут быть предоставлены в словесной или наглядной форме.
Проведение с детьми дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с нарушенным интеллектом. Дидактическая игра и упражнения, помогают умственно отсталому школьнику в развитии его способностей.
Вот некоторые дидактические игры и упражнения, проводимые на уроке СБО:
• Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.
а) Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш
Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн
б) Развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в основе своей имеющая тест "корректурная проба». Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 2 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а» или любая другая буква. Затем взаимопроверка. Получает жетончик тот, кто не допустил ошибки и нашел ошибку у другого.
в) Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем.
• Упражнения, направленные на способность установления связи между элементами материала (низкий уровень развития памяти)
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчит запоминание; а потом придумать рассказ, которая свела бы их вместе.
Например:
Лиза , уборка, пылесос, девочки, прогулка.
• Упражнение «Пол, нос, потолок»
Эта игра является хорошей активизацией и проверкой внимательности.
Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы ее коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают вместе с вами, а называть будете вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите «Нос», а покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
· Упражнение. «Три слова»
Цели:
развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
развитие способности оперировать образами и понятиями.
Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: картофель, соль, тарелка.
2 вариант: нитка, тесьма, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ
• Упражнение. «Поиск нового»
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
Например: тарелка, половник.
• Упражнение. Способы применения предмета.
Цели:
развитие вербального и абстрактно-логического мышления; формирование способности к мысленному анализу и синтезу.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше
способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из
реальной жизни и способы придуманные.
Например: помидор.
Помидор: салат, борщ, крашение к блюду, фаршированный помидор, маска
для лица ит.д.
• Коррекция низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве.
Задание детям: перед вами отдельные детали предмета, вы должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет (наподобие мозаики)
• Упражнение. Ситуация.
Цели:
развитие вербального интеллекта;
развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять
доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Например :Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что идет дым из квартиры...
• Игра - Отгадай-ка!
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи Цель: тренировать внимание, речь, память.
Ход игры: Задание состоит в том, что ребенка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
• Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.
Например: покупка товаров в магазине.
В своей работе я не стала показывать значимость и примеры развития мелкой моторики, т. к. каждый из педагогов знает стимулирующие значение функции руки. В ходе «пальчиковых игр» у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей с умственной отсталостью.»
Автор: Понарина Наталья Альбертовна
Место работы: ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Ельца»
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о проектно-исследовательской деятельности на уроках в специальной школе, специфических особенностях и подходах к ее организации. Введение в процесс образования данного метода открывает значительные возможности для повышения его качества, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению и является опорой в их дальнейшей социализации, открывая возможности для реализации приобретенных умений и навыков.
Ключевые слова: проект, исследовательская деятельность, мотивация к обучению, социализация обучающихся с умственной отсталостью.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Администрация нашей школы способствует внедрению новых технологий, методик в образовательный процесс.
Имея за плечами большой стаж работы, я убедилась в том, что зачастую, обучающиеся с ОВЗ имеют ряд проблем, затрудняющих их социальную адаптацию:
· Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
· Слабая социальная активность обучающихся;
· Слабый уровень развития устной речи;
· Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
· Самостоятельная учебная деятельность учащихся не всегда направлена на решение реальных жизненных задач.
Целью моего опыта стало создание условий для такого развития учащихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
В связи с этим, придаю большое значение – проектно-исследовательской деятельности. «Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся в условиях введения ФГОС». Вы уже много читали, слушали об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо? Так же и возникает вопрос: проект и исследование, два разных метода в образовании. Можно ли их объединить?
1. По определению
Проект – это буквально “брошенный вперед”, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний.
Принципиальное отличие:
Исследование – поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
2. По цели
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:
• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
5. По продукту
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных шагов для получения результата.
Исследование – это процесс выработки новых знаний, поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Однако, оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов и исследований. Не верите?
Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проектно-исследовательская деятельность! Вы решаете, как провести свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы освоить данный метод, я предлагаю вам решить такой пример:
∙ Загадайте число.
∙ Прибавьте столько же.
∙ Прибавьте 10.
∙ Разделите на два.
∙ Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектно-исследовательская деятельность деятельность учащихся.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
· технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
· достаточно высокой эффективностью уроков;
- развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
- развитием и поддержанием интереса к предмету;
- практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
- развитием коммуникативных навыков учащихся;
- созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Цель метода проектов:
Создавать условия для:
- приобретения знаний самостоятельно
- использования приобретенных знаний для решения конкретных задач
- поиск путей решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
- планирования своей деятельности
- работы в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
- объективной оценки процесса и результата проектирования..
Задачи проектной деятельности:
- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
- Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление)
- Формировать позитивное отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
- Обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации.
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
· подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
· интерес школьников к проблеме;
· практическая направленность и значимость проекта;
· практическая осуществимость проекта;
Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
– соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
– наличие необходимых материально-технических средств;
– обеспечение безопасных условий труда;
– использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
– рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Ведущую и направляющую роль в деятельности педагога играет:
- постепенное увеличение объема знаний, умений и навыков;
- выполнение проектов в различных областях учебных предметов
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- оказание необходимой помощи школьникам с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности и работоспособности;
- получить различные материалы, осмыслить информации о теме и содержании задания;
- обсудить способы преодоления трудностей;
- контролировать различные фазы рабочей процедуры;
- научить кратко записывать результаты деятельности;
- дать краткий анализ проекта;
- составить отчет в виде краткого доклада о выполненной работе;
- подготовить презентацию.
Постановка учебно-познавательных задач в педагогической деятельности учителя должна быть направлена на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения учащегося и других психологических процессов.
Организация и требования к проектной деятельности не зависимо от уровня интеллектуального развития детей (дети из общеобразовательной школы и дети, с ограниченными возможностями здоровья) имеют общую структуру и представлены ниже.
Основные требования к проекту:
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Современная классификация учебных проектов.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
- исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
- творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
- ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональнымии международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
- мини — проекты — укладываются в один урок или даже его часть;
Технология применения состоит в следующем: класс делится на группы, каждая из них получает индивидуальное задание на карточке, в результате работы с текстом учебника, дополнительным материалом, источниками разных вдов, учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, составить план ответа и представить его другим группам. В результате раскрываются цели урока. В итоге происходит закрепление материала.
- краткосрочные — на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция…
Оформление проектной папки:
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
ü паспорт проекта.
ü планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
ü промежуточные отчеты группы.
ü вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.
ü результаты исследований и анализа.
ü записи всех идей, гипотез и решений.
ü отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях.
ü краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.
ü эскизы, чертежи, наброски продукта.
ü материалы к презентациям (сценарий).
ü другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Проектный метод обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Вот обзор некоторых проектов, которые были проведены мной вместе с детьми в нашей школе:
Проект «Причины возникновения и профилактика нарушения зрения у обучающихся школы-интерната г.Ельца»
Тип проекта: исследовательский, групповой, сроком 3 месяца.
Цели проекта (педагогические):
· сбор и обработка информации по теме;
· сформировать умения систематизировать, анализировать информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
· повысить интерес к сбережению собственного здоровья;
· развивать умение выступать на публике.
· Практический результат: доклад, выступление с презентацией Power Point, выпуск буклета «Берегите свои глазки»
Алгоритм проектно-исследовательской деятельности:
1. Выбор темы исследования, постановка целей и задач
2. Выдвижение гипотезы
3. Поиск и предложение возможных вариантов работы над проектом и сбор материала
4. Обобщение полученных данных
5. Подготовка проекта
6. Защита проекта
7. Подведение итогов.
2. Проект «История моей школы»
Цели проекта(педагогические)
Тип проекта: исследовательский, групповой, сроком 2- 3 месяца.
сбор и обработка информации по теме;
развивать умение работать и собирать информацию из разных источников;
содействовать патриотическому воспитанию, интереса к истории школы;
развивать умение выступать на публике.
Практический результат: письменный отчёт и выступление с презентацией Power Point.
3. Проект исследовательской работы по произведению А.С.Пушкина
«СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ».
Русское блюдо «Полба»: правда или выдумка великого поэта?»
Тип проекта: информационный, исследовательский, групповой, сроком 1 месяц.
Цели проекта:
сбор и обработка информации по теме;
сформировать умения систематизировать, анализировать информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации;
повысить интерес к истории;
развивать умение выступать на публике.
Практический результат: доклад, выступление с презентацией Power Point, викторина для 5 – 9 классов.
Основная задача специальной (коррекционной) школы – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.
Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе я использую алгоритмы работы над проектом, предлагаемые в различной методической литературе, в интернет-ресурасх. Положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.
Исследовательская работа "Зрение"
Исследовательская работа зрение 2.ppt (2247168)
Исследование права ребенка.pptx (5897322)
Урок по обществознанию в 8 классе
Тема урока: Разве это плохо, что мы разные?
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель урока:
Создание условий для формирования представлений учащихся о «толерантности», об основных чертах толерантной личности.
Задачи урока:
Личностно-значимая проблема:
Достается недешево
Счастье трудных дорог…
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Научиться:
-отличать добрые поступки от злых; определять понятия добро, милосердие, «толерантность» и «интолерантность»;
-работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.
-работать индивидуально и в группе, отвечать на поставленные вопросы, выполнить творческие задания
Методы и формы обучения
Методы: интерактивный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование урока:
-ПК и мультимедийный проектор;
-цветная бумага, ножницы, клей, маркеры;
-раздаточный материал;
-выставка детских рисунков: «Не хвались серебром, а хвались добром».
Подготовительный этап (опережающие задания):
-нарисовать рисунки по теме: «Мои добрые дела», «Проблема добра и зла в современном обществе»;
Основные понятия:
-добро, доброта, милосердие, нравственность, безнравственность, зло, жестокость, толерантность, терпимость, прощение, милосердие, сочувствие, взаимопонимание.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность», «толерантность», «интолерантность».
Получат возможность научиться:
работать с текстом учебника, с текстом раздаточного материала; анализировать, сравнивать, высказывать собственное мнение, суждения; приводить аргументы.
Метапредметные УУД
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные УУД
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Ход урока
- Орг. Момент
- Вступительное слово учителя (приветствие)
- Здравствуйте ребята, гости. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
- Рапорт дежурного
- Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Ирочка, в школе меня звали Ирина, а сейчас меня зовут Ирина Анатольевна».
- Создание положительной мотивации, настроя обучающихся на работу на уроке (На нашем стенде «Мое настроение» мы отметим свое эмоциональное состояние - каждый ставит смайлик с соответствующим выражением - либо вам грустно, либо у вас хорошее настроение, либо равнодушно относитесь к сегодняшнему уроку).
- Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы с вами проводим необычный урок, который стал возможным благодаря развитию современных информационных технологий . Работать будем в системе МЭШ. Это система образования настоящего и будущего, которая позволяет использовать все современные ИТ. Это сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает нам возможность учить и учиться по новому.
- С этого учебного года вы начали изучение нового предмета обществознание. Давайте вспомним, о чем этот предмет? Какую роль он играет в вашей жизни, в жизни общества? Чему он учит? (https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/82575, интерактивное задание)
- Связь обществознания с историей https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/game_apps/82577
- Актуализация проблемы.
Сейчас мы выполним упражнение.
- Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.
- Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.
- А теперь оторвите нижний левый уголок.
- Теперь оторвите кусочек в центре.
- Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
(Дети сравнивают листочки.)
- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)
- Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.
- Попробуйте угадать тему нашего урока?
Тема урока: «Разве это плохо, что мы разные?».
И прежде, чем начать наш урок мы должны поставить перед собой цель? Для чего мы отправляемся в путь? Что мы хотим узнать? Необходимо сформулировать цель урока.
- Изучение нового материала
- - Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Вы сейчас просмотрите видеоролик и подумаете. С какой целью я вам его предложила посмотреть. (Показать что все люди разные, разные традиции)
(Просмотр видеоролика «10 обычаев приветствий народов мира»)
- Работа с презентацией.
Упражнение «Мы с тобой разные, но мы похожи».
Я выбираю одного человека и нахожу у меня с ними что-то общее, а он в свою очередь следующего члена другой команды, ……, мы с тобой разные, но мы похожи тем, что живем в г.Ельце, ……, мы с тобой разные, но мы похожи цветом волос. Теперь вы по очереди выбираете следующего члена команды. И так далее.
Садитесь за столы группами.
Правила работы в группе на экране
Можно |
Нельзя |
защищать свои интересы, высказываться, играть роли, промолчать |
громко смеяться, перебивать, высмеивать, выяснять отношения, мешать другим |
- Работа в группах: Первая группа будет описывать что нас объединяет, вторая – что нас различает.
Упражнение - энергизатор
Я буду называть личностное качество или описывать ситуацию, а те, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнят определенное действие. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»
- у кого зелёные глаза - трижды подмигните;
- у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
- тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;
- пусть единственный ребенок своих родителей встанет со стула;
- кто родился весной, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
- кто был в музее, пусть погладит себя по голове;
- кто любит мороженое, пошлите всем воздушный поцелуй;
- тот, кто учится в 5 классе, похлопайте в ладоши;
- тот, кто учится в 6 классе, потопайте ногами.
- Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете? (Проговорить, составить предложение). Сообщение ученика.
Толерантность – терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.
Помимо толерантности существует интолерантность.
- Как вы думаете, что это такое?
Интолерантность – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение к людям.
Ребята, я хочу, чтобы мы с вами сейчас нарисовали «Портрет толерантного человека». Вам было предложено опережающее задание: в виде рисунков выразить свое отношение к проблеме добра и зла в современном обществе, почему возникает эта проблема, как ее решить, и одним словом смысл рисунка отразить.
Какие качества присущи толерантному человеку? (слова прикрепляем к доске)
Вывод преподавателя:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
- Опережающее задание
Назовите национальности учеников, которые учатся в нашей школе? Вам же это не мешает дружить.
Работа с текстом учебника (Россия – многонациональное государство, правила многонационального государства)
IV. Продуктивная обработка информации
1.- Ребята. Мы с вами четко определили, что все мы разные (по характеру, внешним признакам и пр.) У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному. Поэтому возникают конфликты.
Что такое конфликт? Какие ассоциации у вас с этим словом?
Работа в группах.
Работа с ситуациями.
Ситуация №1
После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору.
Найдите свои пути разрешения конфликта. Объясните, как можно было его избежать.
Ситуация №2
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
Третью ситуацию разбираем все вместе.
Ситуация №3
У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью.
Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?
После ситуаций. Силён не тот, кто победил в конфликте, а тот, кто смог его избежать. А для этого нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Сказать «да» или «нет».
Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как Человек с большой буквы. "Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы они относились к вам".
2.Синквейн «толерантность»
- Итог урока
- Ребята, давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос – Разве плохо, что мы разные?
Рефлексия. Игра «Цветок откровение».
1.Прежде чем расстаться, попрошу вас сесть в круг. Я прошу, чтобы каждый рассказал о своих мыслях, о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чём мы размышляли? Передавая «Цветок Откровения», продолжите, пожалуйста, фразу «На сегодняшнем уроке я …».
Начну я: Я очень волновались сегодня перед началом урока, но сейчас испытываю благодарность к вам за ту поддержку, которую сегодня почувствовала. Мне было очень приятно с вами общаться.
Обязательно поблагодарить каждого за то, что он высказался, был открыт и искренен. И только после этого передайте слово следующему в круге.
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
2.Давайте посмотрим на наше настроение в начале урока, изменилось ли оно сейчас?
Домашнее задание: Почему в современном обществе все чаще говорят о «толерантности»
разве это плохо, что мы разные.pptx (3,5 MB)
разработка урока по обществознанию в 8 классе Разве это плохо, что мы разные.docx (624,6 kB)